ВСЕ МОЕ ПРЕДЕЛЬНОЕ ГОСПОДУ, ОСВАЛЬД ЧЕМБЕРС
"...Покажите... в братолюбии любовь". (2-е Петра 1:7) Любовь для большинства из нас -- понятие неопределенное, мы не знаем, что мы имеем в виду, когда говорим о любви. Любовь -- это предпочтение, которое мы по собственной воле оказываем одному человеку перед другим, и в духовном смысле Христос требует, чтобы мы оказывали это предпочтение Ему (ср. Лк. 14:26). Если "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым", Иисус Христос без всяких проблем займет в этих сердцах первое место, и тогда нам нужно будет заняться всем тем, о чем говорит Петр. Первое, что делает Бог, -- это выбивает из меня притворство и лицемерную набожность. Дух Святой открывает мне, что Бог меня полюбил не потому, что меня любить стоило, а потому, что не мог не любить. "А теперь, -- говорит Он мне, -- прояви ту же любовь к другим, возлюби их, как Я возлюбил тебя. Я сведу тебя с превеликим множеством людей, которых ты просто не сможешь уважать, но ты должен будешь проявить к ним Мою любовь, точно так же, как Я проявил ее к тебе". До любви Божьей на цыпочках не дотянуться. Некоторые из нас пытались, но скоро устали. "Господь долготерпит..." Мне нужно заглянуть в себя и увидеть, как Он поступил со мной. И когда я пойму, что Бог возлюбил меня безмерно во всей глубине моего греха, подлости, эгоизма и неправедности, я не смогу не пойти в мир и не возлюбить его точно так же. Божья любовь ко мне неисчерпаема, и я, стоя на твердом утесе Божьей любви ко мне, должен любить других. Как только я начинаю раздражаться, я прекращаю возрастать в благодати. И когда я раздражаюсь потому, что мне приходится жить рядом с таким ужасным человеком, стоит только подумать, насколько неприятен Богу был я! Готов ли я настолько слиться с Господом Иисусом, чтобы через меня постоянно изливались Его жизнь и Его кротость? Ни любовь человеческая, ни любовь Божественная не выживет, если ее постоянно не поддерживать. Любовь приходит сама собой, но поддерживать ее нужно сознательно. "...Покажите в вере вашей добродетель..." (2-е Петра 1:5) "Покажите..." Значит, нам нужно что-то сделать. Мы постоянно подвергаемся опасности забыть, что мы не можем того, что может Бог, и что Бог не будет делать того, что можем мы. Мы не можем сами даровать себе спасение или освящение -- это делает Бог, но Бог не даст нам хороших манер и твердости характера, не сделает так, что каждый шаг наш будет правильным. Все это нам придется делать самим, придется "совершать" то спасение, которое "произвел" в нас Бог (Флп. 2:12). "Покажите" -- значит заведите привычку поступать определенным образом. Сначала, конечно же, будет очень трудно. Взять на себя инициативу -- значит начать что-то делать, наставить самого себя на путь, которым нужно будет идти. И не нужно спрашивать, куда идти, если вы прекрасно знаете, куда. Возьмите на себя инициативу, перестаньте колебаться и сделайте первый шаг. Если вам что-то говорит Бог, долой нерешительность, сразу же с верой действуйте именно так, как Он сказал, и своих решений никогда не пересматривайте. Если вы колеблетесь, когда Бог вам велит что-то сделать, вы рискуете выйти из-под благодати. Берите на себя инициативу, берите сами, за вас ее никто не возьмет, усилием воли сделайте прямо сейчас первый шаг и сделайте все возможное, чтобы вам неповадно было возвратиться назад. Сжигайте за собой все мосты: "Я напишу это письмо", "Я отдам этот долг". Сделайте так, чтобы к старому возврата больше не было. Нам нужно выработать у себя привычку по всякому поводу прислушиваться к голосу Божьему, привычку хотеть узнать, а что же говорит Бог. И если, когда придет беда, мы обратимся к Богу, сами того не осознавая, это будет означать, что привычка такая у нас есть. Нам нужно брать на себя инициативу там, где мы есть сейчас, а не там, где нас нет. "Без откровения свыше народ необуздан". (Притчи 29:18) Между идеалом и откровением свыше есть разница. Идеал не вдохновляет, а откровение вдохновляет. Те, кто отдается во власть идеалов, редко что-нибудь делают. Человек может сам себе придумать такого бога, какой ему удобен, чтобы оправдать сознательное пренебрежение своими прямыми обязанностями. Иона убеждал себя, что, поскольку Бог справедлив и милостив, все обойдется. У меня может быть правильное представление о Боге, но именно поэтому я могу начать уклоняться от своих обязанностей. Но если человеку дано откровение свыше, его жизнь просто не может не принять правильного направления, потому что с откровением приходит моральный стимул. Идеалы могут убаюкать и привести к погибели. Посмотрите на себя со стороны и проверьте: не одни ли у вас идеалы, есть ли откровения? Но нужно человеку дотянуться и до того, чего в руках и нет, Иначе для чего и небеса? "Без откровения свыше..." Когда мы теряем из виду Бога, мы становимся безрассудными, мы отбрасываем сдержанность, перестаем молиться, больше не видим Бога в мелочах и начинаем действовать по собственной инициативе. Если мы считаем, что всем обязаны самим себе, если мы все делаем так, как считаем нужным, не ожидая Божьей помощи, мы катимся вниз по наклонной, мы потеряли откровение. В каком мы сегодня духе? В том ли, который исходит от откровения Божьего? Ожидаем ли мы, что Бог совершит больше, чем Он когда-либо совершал? Есть ли в нашем духовном взгляде живость и свежесть? "И как ты сохранил слово терпения Моего..." (Откровение 3:10) Терпение -- это больше, чем стойкость. Жизнь святого в руках Божьих как лук и стрела в руках лучника. Бог целится во что-то, чего сам святой не видит, натягивает тетиву, и хотя святой говорит: "Больше я не выдержу", Бог не обращает на это внимания, Он натягивает тетиву ровно столько, сколько нужно, и только тогда пускает стрелу. Доверьтесь рукам Божьим. В чем важно терпение именно сейчас? Поддерживайте свои отношения с Иисусом Христом терпением веры. "Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться" (Иов. 13:15). Вера -- это не трогательные чувства, а крепкая здоровая уверенность, основанная на том, что Бог -- это святая любовь. Вы не видите Его перед собой, вы не понимаете, что Он делает в эту минуту, но вы знаете Его. А там, где нет спокойствия, проистекающего из твердой уверенности в вечной истине, что Бог есть святая любовь, случается кораблекрушение. Вера -- это подвиг вашей жизни: веря, вы бросаетесь без оглядки в объятия к Богу. Чтобы спасти нас, Бог отдал Свое все -- Иисуса Христа, а теперь Он хочет, чтобы мы тоже отдали все, полностью положившись на Него. Но в нас еще остались белые пятна, которых пока не коснулась вера, места, не тронутые жизнью Божьей. А в жизни Иисуса Христа таких пятен не было, не должно их быть и в нашей душе. "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя..." (Ин. 17:3). Истинный смысл вечной жизни -- жизнь, которая может выстоять против всего, что выпадет на ее долю, и не поколеблется. И если мы согласимся с этим, жизнь станет для нас прекрасна, мы сможем постоянно видеть вокруг себя чудеса. Бог нас воспитывает, чтобы привести в самое средоточие силы Своей. "Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее?" (Луки 14:28) Наш Господь говорит не о тех издержках, которые нужно вычислить нам, а о тех, которые уже вычислил Он Сам. Ему это обошлось в тридцать лет, прожитых в Назарете, в три года популярности, скандалов и ненависти, в страшные муки Гефсиманского сада и весь ужас Голгофы -- на этом стержне держится все Время и вся Вечность. Иисус Христос хорошо подсчитал, во что это все Ему обойдется. Над Ним никто не посмеется и не скажет: "Этот человек начал строить и не мог окончить". Условия, на которых можно стать учеником, изложены Господом нашим в 26-м, 27-м и 33-м стихах. Здесь говорится, что на Своих великих стройках Господь сможет употребить тех, в ком Он сделал все, что нужно. "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... не может быть Моим учеником" (Лк. 14:26). Наш Господь подразумевает, что на Своих стройках Он использует лишь тех, кто Его по-настоящему, страстно и преданно любит, любит сильнее всех самых близких людей на земле. Условия суровые, но славные. Все, что мы строим, Бог проверит. Не обнаружит ли Он в Своем испытующем огне, что мы на основании Христовом соорудили какую-то свою пристроечку? Мы живем во время величайших строек, когда можно потрудиться для Бога, но тут-то нас и подстерегает опасность. Если разобраться, не мы можем потрудиться для Бога. Это Христос берет нас на Свои стройки, полностью использует в Своих грандиозных проектах, и ни одна душа не имеет права указывать, на какую именно работу ее поставить. "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос". (Галатам 5:1) Человек, который помышляет о духовном, никогда не потребует от вас верить во что-то конкретное, он может от вас потребовать, чтобы вы привели свою жизнь в соответствие с Христом. От нас не требуется, чтобы мы верили Библии, от нас требуется верить Тому, о Ком нам рассказывает Библия (ср. Ин. 5:39-40). Мы призваны представлять свободу совести, а не свободу точек зрения. И если мы сами будем свободны свободой Христовой, мы сможем и других вывести на ту же свободу -- свободу понимания, что Иисус Христос превыше всего. Всегда сверяйте свою жизнь по Христу. Сгибайте свою шею лишь под Его иго и ни под какое другое. И будьте очень осторожны: никогда не возлагайте на других никакого ига, которого на них не возлагает Иисус Христос. Богу нужно много времени, чтобы отучить нас думать, что все, кто понимает что-то не так, как мы, обязательно заблуждаются. Бог так никогда не считает. Есть лишь одна свобода -- свобода, с которой Христос действует в нашей совести, позволяя нам поступать правильно. Не будьте нетерпеливы, помните, как относился к вам Бог -- терпеливо и нежно, но и не разбавляйте истину Божью. Пусть она говорит сама за себя, никогда не нужно за нее извиняться. Христос сказал: "Идите и научите", Он не сказал: "Научите своей точке зрения". "Ибо время начаться суду с дома Божия". (1-е Петра 4:17) Труженик на ниве Божьей никогда не должен забывать, что спасение -- идея не человеческая, а Божья, и поэтому постигнуть его полностью, вычерпать до дна невозможно. Спасение -- это не чьи-то ощущения и переживания, а великий замысел Божий. Ощущения и переживания -- это всего лишь дверь, через которую спасение входит в нашу жизнь, становится доступным нашему пониманию. Никогда не проповедуйте ощущения, проповедуйте великий замысел Божий, стоящий за этими ощущениями. Когда мы проповедуем, мы возвещаем не полезные советы о том, как человеку спастись от ада и стать порядочным и чистеньким, -- мы несем людям благую весть о Боге. В учении Иисуса Христа всегда есть место идее суда, и в этом тоже проявляется Божья любовь. Никогда не сочувствуйте душе, которой трудно прийти к Богу, Бога в этом винить нельзя. И не наше дело размышлять, почему этой душе так трудно, наше дело -- представить истину Божью так, чтобы Дух Божий обличил человека в неправедности. Лакмусовая бумажка проповеди -- а все ли почувствовали обличение? Дух Божий поблажек не дает никому. Если бы Христос дал нам хоть одну заповедь, сил на выполнение которой дать забыл бы, Он был бы лжецом. И если мы оправдываем свое непослушание немощью, фактически мы говорим Богу, что Он чего-то не учел. Нужно предать смерти силой Божьей каждое зернышко уверенности в себе. А там, где признание полного бессилия и зависимости от Бога, Дух Святой всегда найдет возможность явить Свою силу. "Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа..." (Евреям 10:19) Не нужно думать, что молиться за кого-то -- значит за кого-то бить Богу челом и просить, чтобы Он удовлетворил наше ходатайство. Мы вообще можем входить в присутствие Божье только потому, что Господь во искупление наше взял на Себя наш грех. И поэтому-то мы имеем "дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа". Духовное упрямство -- самая сильная помеха заступнической молитве, потому что оно исходит от жалости к тому в нас и в других, что, как нам кажется, не нуждается в искуплении. Нам представляется, что в нас есть что-то хорошее и добродетельное, что не нужно омывать Кровью Искупления, и эта ложная идея нам хорошо мутит воду, а в мутной воде никакого ходатайства не получается. Мы не пытаемся молиться за других заодно с Богом, мы злимся на Бога, у нас всегда наготове свои собственные варианты, и заступническая молитва становится прославлением наших собственных естественных симпатий. А нам нужно понять, что Иисус взял на Себя наш грех, чтобы в корне изменить все наши симпатии. Заступническая искупительная молитва -- это сознательное принесение своих естественных симпатий к кому-то в жертву Божьим интересам по отношению к этому человеку. Так стою ли я на своем или я заодно с Христом? Капризничаю или во всем повинуюсь Богу? Ворчу или молюсь? Во что бы то ни стало хочу добиться своего или во что бы то ни стало хочу, чтобы все Его стало моим? "Любовь долготерпит, милосердствует…" (1-е Коринфянам 13:4) Любовь нельзя запрограммировать заранее, она рождается непредсказуемо, и проявления ее не менее непредсказуемы. В словах Павла о любви нет никаких математических формул. Мы не можем сказать: "Все, больше не буду "мыслить зла", буду "всему верить"". Любовь потому и любовь, что приходит нежданно-негаданно. Нам не нужно ставить перед собой слова Христа как моральный кодекс, потому что, когда Дух Святой сможет в нас действовать, мы будем по этому кодексу жить, сами того не осознавая, и, оглядываясь назад, будем поражаться каким-то своим бескорыстным чувствам, которые как раз и доказывают, что в нас живет неподдельная и непритворная любовь. Все, что в нас от жизни Божьей, распознается только тогда, когда оно уже прошло. Источники любви -- в Боге, а не в нас. Бессмысленно искать любовь Божью в своих плотских сердцах: она там может оказаться только в том случае, если излита в эти сердца Духом Святым. Если мы пытаемся показать Богу, как мы Его любим, -- это верный признак как раз того, что мы Его не любим. Свидетельство же нашей любви к Нему заключается в том, что любовь наша прорывается абсолютно непредсказуемо, сама собой. Оглядываясь назад, мы не можем объяснить, почему мы что-то сделали. А сделали мы это просто потому, что в нас живет Его непредсказуемая любовь. И жизнь Божья проявляется в нас именно так, потому что источники любви в Духе Святом (Рим. 5:5). "…Еще не открылось, что будем". (1-е Иоанна 3:2) Мы по природе своей настолько склонны все просчитывать, что всякая неизвестность нам кажется чем-то неправильным. Нам кажется, что нужно всегда чего-то достигать, но духовной жизнью управляют совсем другие законы. Сущность духовной жизни в том, чтобы знать, что ты и не должен всего знать, и, как следствие, не обустраиваться нигде. Здравый смысл говорит нам: "Вот если бы я был в такой ситуации…" Но мы просто не можем представить, как поведем себя в ситуации, бывать в которой нам пока не приходилось. Уверенность в будущем -- признак жизни, которой правит здравый смысл. Благодатная неизвестность -- признак духовной жизни. Быть уверенным в Боге -- значит быть неуверенным во всем остальном, значит не знать, что готовит нам грядущий день. Обычно эти слова произносятся с печальным вздохом, а наш дух должно захватывать не от печали, а от радостного предвкушения. Мы не уверены в своем следующем шаге, но уверены в Боге. И как только мы полностью покоримся Богу и возьмемся за дело, которое само просится нам в руки, Бог будет постоянно наполнять нашу жизнь сюрпризами. Когда мы становимся служителями буквы, что-то в нас умирает -- мы уже больше не верим Богу, мы верим только нашей вере в Него. Христос сказал: "…Если… не будете как дети" (Мф. 18:3). Духовная жизнь -- это жизнь ребенка: в Боге мы уверены, мы просто понятия не имеем, что Он сделает в ближайшем будущем. Если мы уверены только в своих убеждениях, у нас появляется чувство собственного достоинства и налет суровости, со своей точкой зрения мы определяемся окончательно и бесповоротно, но, если наши отношения с Богом в полном порядке, жизнь наша наполняется неподдельной, радостной неизвестностью и предвкушением чудес. Иисус сказал: "В Меня веруйте" (Ин. 14:1). Он не говорил: "Веруйте в доктрины". Предайте все Ему. Как Он придет, неизвестно, известно, что придет. Храните верность Ему.
На цыпочках не дотянуться
Берите на себя инициативу
То, что в руках, лучше того, что в небе
Терпение веры
Великие стройки вечности
Свобода над бездной Евангелия
Суд над бездной любви
Заступническая молитва
Непредсказуемость любви
Благодатная неизвестность