ВСЕ МОЕ ПРЕДЕЛЬНОЕ ГОСПОДУ, ОСВАЛЬД ЧЕМБЕРС
"Он сказал: кто Ты, Господи?" (Деяния 9:6) Чудом Искупления Савл из Тарса в одну секунду превратился из убежденного и неумолимого фарисея в смиренного и преданного раба Господа Иисуса. В том, что мы можем объяснить, ничего чудесного нет: то, что мы можем объяснить, в полной нашей власти. И поэтому для нас естественно искать всему объяснений. А вот быть послушным для человека неестественно, хотя и нельзя сказать, что всякое непослушание -- обязательно грех. В послушании как таковом нет никакой добродетели, если в нем нет признания высшего авторитета того, кто ожидает от тебя послушания. Если один человек не повинуется другому, он от этого наоборот может стать свободнее. Если кто-то кому-то говорит: "Ты должен", "Ты обязан", он может сломить дух этого человека и сделать его непригодным для Бога. Послушание может сделать человека рабом, если за послушанием не стоит признание святого Бога Богом. Многие души начинают приближаться к Богу, именно сбрасывая с себя религиозное послушание, потому что у человеческого сердца может быть только один Хозяин -- и это не религия, а Иисус Христос. Но горе мне, если, когда я увижу Его и скажу: "Не буду". Христос никогда ни на чем не будет настаивать, но своими словами я начну подписывать смертный приговор Сыну Божьему в душе моей. И когда я предстану лицом к лицу перед Иисусом Христом и скажу: "Не буду", Он ни на чем настаивать не будет, но я сам откажусь от чудотворной силы Искупления Его, которая может меня возродить. Божьей благодати совершенно все равно, насколько я отвратителен, если я иду ко свету, но горе мне, если я от света отказываюсь (см. Ин. 3:19-21). "И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах..." (1-е Коринфянам 2:4) Образование и ораторский дар у Павла были хоть куда. И он себе не цену набивает, а просто говорит, что, если бы, проповедуя Евангелие, он поражал людей тем, как у него подвешен язык, он скрывал бы от них силу Божью. Вера во Христа -- это чудо, которое может свершиться только благодаря Искуплению, а отнюдь не благодаря ораторскому искусству, уловкам и ухищрениям. Вера приходит исключительно по действию силы Божьей -- а этой силе помогать не нужно. Искупление творит чудеса уже через саму проповедь Евангелия. Личность проповедника чудотворной силы иметь не может. И для проповедника истинный пост не в отказе от пищи, а скорее в отказе от красноречия, от выразительности и хорошо поставленной дикции -- от всего, что могло бы помешать проповеди Евангелия Божьего. Проповедник -- это представитель Бога перед людьми, "...и как бы Сам Бог увещевает через нас..." (2 Кор. 5:20). Его миссия -- нести людям Евангелие Божье. И если людям хочется стать лучше только под воздействием моего проповеднического дара, они никогда и близко не подойдут к Иисусу Христу. Все, что льстит лично мне в моей проповеди Евангелия, может довести меня в конце концов до того, что я предам Христа, потому что я буду мешать силе Его Искупления совершать чудеса свои. "И когда Я вознесен буду... всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32). "...Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него". (Матфея 7:11) Христос излагает правила поведения для тех, в ком есть Дух Его. Просто и убедительно Он призывает нас не забывать, что Бог абсолютно все держит под Своим контролем, а это для ученика Христа означает: нужно пребывать в состоянии полного доверия и непрестанно просить и искать. Нужно постоянно помнить, что Бог действительно не покидает и не оставляет детей Своих. И если эта мысль у вас в разуме запечатлелась намертво, то, когда вы столкнетесь с трудностями, вспомнить, что Отец все обо всем знает, будет так же легко, как дышать! Это не будет составлять никакого труда, эта мысль будет появляться сама собой, как только вы попадете в какие-то испытания. Раньше вы обращались то к одному человеку, то к другому, а теперь мысль о том, что Бог все видит и знает, в вашем разуме сидит так прочно, что вы со всеми своими проблемами обращаетесь к Богу. Христос излагает правила поведения для тех, в ком есть Дух Его, и правила эти таковы: Бог -- мой Отец, Он меня любит, Он никогда ничего не упустит из Своего внимания, так что мне незачем беспокоиться. Бывает так, говорит Христос, что Бог по каким-то причинам не может рассеять тьму, но и тогда нужно Ему доверять. Иногда вам будет казаться, что Бог вам совсем не друг, но это не так, что Он совсем не Отец, но и это не так. Помните о том, что Бог видит и знает абсолютно все, и помните об этом все тверже, все сильнее. Ничего даже самого незначительного не может случиться, если нет на то воли Божьей, так что можно Богу полностью довериться. И молитва -- это не только прошение, но и такой настрой разума, при котором просить становится совершенно естественным делом. "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7). "Я должен и Еллинам и варварам". (Римлянам 1:14) Павел просто никак не мог забыть, чем он обязан Иисусу Христу, и, чтобы это подчеркнуть, он был готов на все. Источник невероятного вдохновения и активности Павла заключался в том, что Он знал: он духовный должник Иисуса Христа. А чувствую ли я себя должником Христа в том, что касается каждой неспасенной души? Честь моей духовной жизни как святого Божьего состоит в том, чтобы исполнить свой долг перед Христом по отношению к этим людям. Каждым мгновением своей жизни, которое хоть чего-то стоит, я обязан Искуплению Иисуса Христа. Так делаю ли я хоть что-нибудь, чтобы Христос мог явить реальность Своего Искупления в жизни других людей? А сделать я это смогу только в том случае, если мне о моем долге будет напоминать Дух Божий. Мне не нужно стремиться выделиться среди других людей, стать повыше их, я призван быть рабом Господа Иисуса. "...Вы не свои" (1 Кор. 6:19). Павел полностью продался в рабство Иисусу Христу и говорит: "Я задолжал каждому человеку, живущему на земле, Евангелие Христово, и свободен я лишь для того, чтобы быть самым настоящим рабом". Такой станет жизнь человека после того, как он поймет, в чем заключается духовная честь. Перестаньте молиться о себе и живите ради других, как раб Христов. Именно так и можно на деле стать хлебом ломимым и вином изливаемым. "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". (Матфея 5:39) В этих словах ясно сказано, насколько унизительно быть христианином. Если человек плотской не отвечает ударом на удар, это просто потому, что он трус, если же ударом на удар не отвечает человек духовный, он являет в себе тем самым Сына Божьего. Если вас оскорбляют, вы должны не только не возмущаться, но и использовать это для того, чтобы явить людям Сына Божьего. Духу Христа подражать невозможно, Он или есть или Его нет. И для святого личное оскорбление становится возможностью показать другим, насколько невероятно кроток Господь Иисус. Нагорная проповедь учит нас делать не то, что мы делать должны. Она нас учит делать то, чего мы никому не должны. Вы не должны идти с кем-то два поприща и обращать к бьющему вас другую щеку, но Христос говорит, что если мы Его ученики, мы всегда будем поступать именно так. Нам не должно и в голову приходить сказать: "Ну все, больше не могу, про меня говорят всякую чепуху и перевирают мои слова". Всякий раз, когда я вспоминаю о своих правах, я причиняю боль Сыну Божьему. А ведь могу наоборот -- снять поношение с Христа, приняв удар на себя. Вот что значит "восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых" (Кол. 1:24)! Ученик Христа понимает, что в его жизни речь идет о чести его Господа, а не о его собственной чести. Никогда не ищите совершенства в других, но не прекращайте стремиться к совершенству в себе. Мы всегда ищем справедливости, а Нагорная проповедь учит нас: "Никогда не ищите справедливости для себя, но никогда не прекращайте поступать по справедливости с другими". "В год смерти царя Озии видел я Господа". (Исаия 6:1) История жизни нашей души с Богом -- это часто история "смерти героев". Снова и снова Богу приходится забирать от нас наших друзей, чтобы на их место поставить Себя. Но нам эти расставания даются нелегко -- мы слабеем духом, впадаем в отчаяние и уныние. Спросите себя: "Что я сделал в год, когда умер человек, который для меня заменял Бога, -- опустил руки? Заболел душой и телом? Или все-таки увидел Господа?" Увидел ли я Бога, зависит от состояния моего характера. Характер откровения определяется характером человека. Прежде чем я смогу сказать: "...Видел я Господа", в моем характере должно появиться что-то соответственное Богу. Пока я не испытаю рождения свыше и не начну видеть Царствия Божия, я смогу видеть только то, что мне будут показывать мои предрассудки. Мне нужны хирургическая операция извне, с помощью внешних событий, и очищение изнутри. На первом месте у вас должен быть Бог, на втором -- Бог и на третьем -- Бог, пока вы не станете жить в постоянной неразрывной связи с Ним и никого другого не будете принимать в расчет. "Во всем мире нет никого, кроме Тебя, Боже мой, никого, кроме Тебя". Не скупитесь, отдавайте все, что вам дорого. Пусть Бог увидит, что вы готовы жить соответственно видению. "...Доколе все придем... в меру полного возраста Христова". (Ефесянам 4:13) Бог хочет вернуть весь род людской к тем отношениям с Собой, которые Он людям и предназначал. Именно это Иисус Христос и сделал, когда принес Себя в жертву за людей. И когда церковь больше всего начинает интересовать собственная структура, собственная организация, церковь перестает быть духовным сообществом людей. А замысел Иисуса Христа по возвращению рода людского в нормальные отношения с Богом подразумевает, что Христос должен являть Себя как в жизни каждого человека в отдельности, так и в жизни общества. Именно для этого Иисус Христос посылал апостолов и учителей -- чтобы воплотить Себя в церкви, в сообществе людей. Мы на земле не для того, чтобы заниматься только своей личной духовной жизнью или наслаждаться духовным покоем, -- мы здесь для того, чтобы явить Иисуса Христа так, чтобы созидалось Тело Христово. А что я делаю: созидаю Тело Христово или занимаюсь только духовным самосовершенствованием? Самое главное -- это кто такой Иисус Христос для меня лично, делаю ли я все для того, "чтобы познать Его" (Флп. 3:10). Исполнить замысел Божий можно только в том случае, если полностью отдаться на Его волю. Как только я начинаю чего-то хотеть для себя лично, мои отношения с Богом нарушаются. И мне будет очень не по себе, когда я пойму, что стремился не к тому, чтобы явить людям Иисуса Христа, а к тому, чтобы явить им то, что Христос сделал для меня. И цель моя -- Сам Бог, не мир в душе И не благословенья, только Бог. Так на что я равняюсь -- на это или на что-то меньшее? "Чтобы познать Его..." (Филиппийцам 3:10) Святой Божий должен стремиться не к тому, чтобы реализовать свой потенциал, а к тому, чтобы познать Иисуса Христа. Настоящий святой не верит, что все происходит по воле случая, и не делит свою жизнь на мирскую и духовную. Он смотрит на все обстоятельства, в которых оказывается, как на возможность еще лучше познать Иисуса Христа. Ради этого познания он бесповоротно отрекается от всего. Дух Святой помогает нам познать Иисуса Христа во всем в нашей жизни, и Он снова и снова будет возвращать нас в одно и то же место, пока мы Его не познаем именно там. Если же наша цель будет заключаться в том, чтобы реализовать себя, нашим богом станут дела. Дела могут быть разные: еда, питье, мытье ног ученикам, -- но какое бы дело у нас ни стояло на повестке дня, нам нужно во что бы то ни стало стремиться и в нем познать Иисуса Христа. Все, с чем мы сталкиваемся в своей жизни, имеет свое соответствие в жизни Христа. Наш Господь помнил о Своей неразрывной связи с Отцом даже тогда, когда делал дела, кажущиеся другим недостойными Его: "Иисус, зная... что Он от Бога исшел и к Богу отходит... взяв полотенце... начал умывать ноги ученикам" (Ин. 13:3-5). Цель настоящего святого в том, "чтобы познать Его". Познаю ли я Его там, где я сегодня нахожусь? Если нет, я Его подвожу. Ведь я сегодня там, где я есть, не для того, чтобы познать, на что способен я, а для того, чтобы познать Иисуса. Чаще всего в служении бывает так, что люди понимают: что-то нужно сделать и сделать это нужно именно мне. У настоящего святого такого понимания быть не должно, его цель -- в любых обстоятельствах, в которых он окажется, еще лучше познать Иисуса Христа. "Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего". (Евреям 10:24-25) Мы все можем стать духовными бездельниками: нам не хочется ввязываться в борьбу, наша единственная цель -- чтобы все было спокойно. В 10-й главе Послания к Евреям говорится о том, чтобы мы к чему-то поощряли друг друга и держались вместе. И то, и другое требует инициативы, инициативы в поиске того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам. Ничто не может быть дальше от понимания духовности в изложении Иисуса Христа, чем жизнь уединенная, на покое, в глуши. Наша духовность проходит испытание на прочность тогда, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, подлостью, неблагодарностью и суетой. Все это может сделать из нас духовных бездельников. Мы даже в молитве и чтении Библии ищем успокоения, уединения. Мы используем Бога как средство обретения мира и покоя: нам не нужен Иисус Христос, нам нужно, чтобы Он нам что-то дал. И это первый шаг в неправильную сторону. Все, чего нам хочется, -- это следствие, а мы из него пытаемся сделать причину. "Справедливым же почитаю... возбуждать вас напоминанием" (2 Пет. 1:13), -- сказал Петр. Не очень-то приятно, конечно, если кто-то, у кого полно духовных сил, тебя "возбуждает", толкая в бок. Но если у кого-то полно сил, это еще не значит, что у него полно именно сил духовных: активность плотская прекрасно может маскироваться под активность духовную. Опасность духовной лени заключается в том, что мы не хотим, чтобы нас вообще кто-то расшевеливал, мы хотим слышать только о духовном уединении. Иисус Христос никогда не поддерживает идею духовного отдыха -- "Пойдите, возвестите братьям Моим..." (Мф. 28:10). "...Не возможете служить Господу". (Иисуса Навина 24:19) Полагаетесь ли вы хоть чуть-чуть на кого-то или что-то, кроме Бога? Не осталось ли в вас надежды на какое-то свое прирожденное качество характера, на какие-то обстоятельства? Не надеетесь ли вы хоть в чем-то на самого себя в том новом деле, к которому призывает вас Бог? Вот какими вопросами нужно "испытывать себя". Можно, конечно, сказать: "Я же не могу стать непорочным святым". Не можете, но можете принять решение позволить Христу сделать вас святым. "...Не возможете служить Господу", но можете быть там, где через вас будет изливаться всемогущая сила Божья. Достаточно ли расчищены завалы в ваших отношениях с Богом, чтобы вам ожидать, как Он явит в вас Свою чудную жизнь? " ...Нет, мы Господу будем служить" (Иис. Н. 24:21). Это не душевный порыв, это сознательное решение, влекущее за собой определенные обязательства. Вы скажете: "Но Бог никогда не мог бы призвать на это меня, я слишком недостоин, не может быть, чтобы речь шла обо мне". О вас, о вас она идет, и чем вы слабее и немощнее -- тем лучше. Тому, у кого есть на что положиться, невероятно трудно даже задуматься о том, чтобы сказать: "Я Господу буду служить". Мы говорим: "Если бы я только мог поверить!" А дело-то не в том, чтобы "мог", а в том, чтобы захотел. И неудивительно, что Иисус Христос так сурово осуждает грех неверия. "И не совершил там многих чудес по неверию их" (Мф. 13:58). Если бы мы действительно верили в то, что Бог все говорит всерьез, какими бы мы стали! Так дам ли я Богу стать для меня Тем, Кем Он обещает для меня стать?
Тайна веры
Чудо веры
Знайте, что Бог все знает
Дело духовной чести
Чем отвечать на плевки и удары
Цена видения
Духовное сообщество
Настоящий святой
Духовные бездельники
Великое испытание