ВСЕ МОЕ ПРЕДЕЛЬНОЕ ГОСПОДУ, ОСВАЛЬД ЧЕМБЕРС
"Се, грядет с облаками..." (Откровение 1:7) В Библии облака всегда связаны с Богом. Облака -- это те беды, страдания или несчастья, что выпадают на нашу или на чью-то еще долю и будто бы намекают на то, что Бог не всем управляет. Именно с помощью этих облаков Дух Божий учит нас ходить верой. Если бы не было облаков, не было бы у нас и веры. Облака -- это пыль от ног Отца нашего (ср. Наум. 1:3). Облака свидетельствуют, что Он никуда не исчез. Как же чудесно знать, что горести, потери и страдания -- это облака, которые просто сопровождают Бога! Бог не может приблизиться к нам без облаков: во всем блеске Своего сияния к нам Он не приходит. Неверно было бы сказать, что Бог хочет испытаниями, нам посылаемыми, нас чему-то научить. Все как раз наоборот -- каждым облаком, которое Он нам посылает, Бог хочет нас от чего-то отучить. И посылает Он облако для того, чтобы вера наша становилась все проще, пока наше к Нему отношение не станет отношением ребенка. И останутся Бог и моя душа, а другие люди уйдут в тень. Но пока они уйдут в тень, мне снова и снова придется проходить сквозь облака и тьму. Становятся ли отношения между мною и Богом проще, чем когда-либо раньше? Между чудными и неисповедимыми делами Господними и нашим познанием Его существует связь, и нам нужно научиться истолковывать тайны жизни в свете своего познания Бога. А если мы не можем взглянуть в лицо самым мрачным, самым черным фактам, ни на иоту не сомневаясь в святости и праведности Божьей, мы еще Бога не знаем. "...И устрашились, когда вошли в облако..." (Лк. 9:34). Есть ли в вашем облаке кто-то, "кроме одного Иисуса" (Мк. 9:8)? Если есть, ждите, станет еще темнее. Нужно дойти туда, где бы мы "никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса" (Мк. 9:8). "И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону..." (Марка 6:45) Мы склонны считать, что если Иисус Христос нас к чему-то призывает и мы Его слушаемся, то Он приведет нас к великим успехам. Но нам никогда не стоит выдавать свои мечты об успехе за Божью для нас цель: цель Его может заключаться совсем не в том, что мы считаем успехом. Нам представляется, что Бог нас ведет к какой-то желанной для нас цели, а Он нас туда совсем не ведет, и достижение какой-то промежуточной цели оказывается просто ничего не значащим эпизодом. И оказывается, что целью Бог называет то, что мы называем процессом. Какой бы мне ни представлялась в моих мечтах цель Божья, цель Божья на самом деле в том, чтобы я прямо сейчас полагался на Него и Его силу. Если я смогу сохранить спокойствие и безмятежность в самой гуще неблагоприятных событий и треволнений, именно в этом и будет состоять конечная цель Божья. Бог не стремится к какому-то конкретному финишу, Его цель -- сам процесс, Он хочет, чтобы я видел, как Он идет по волнам там, где не видно берегов. Нет намека ни на какой успех, нет целей, а просто есть абсолютная уверенность, что все в порядке, потому что я вижу, как Христос идет по воде. Бога славит не цель, а процесс. Бог готовит людей к делам сегодняшним, а не завтрашним. Цели у него тоже сегодняшние, сиюминутные, а не завтрашние, перспективные. К чему приведет наше послушание, не наша забота: как только мы начинаем думать о последствиях, мы начинаем ошибаться. То, что люди называют подготовкой к великим делам, Бог как раз и называет великими делами. Божья цель в том, чтобы помочь мне увидеть, что Он может прямо сейчас войти в путаницу и неразбериху моей жизни. Если мы ставим какую-то цель в будущем, мы мало внимания обращаем на настоящее, а если поймем, что цель наша -- послушание, каждое мгновение станет для нас бесценным. "...Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении..." (Иоанна 7:17) Золотое правило духовного разумения: мы понимаем не разумом, а послушанием. Если человеку нужны научные познания, ему нужно полагаться на пытливость ума, если же ему хочется понять, чему учит Иисус Христос, ему нужно только послушание. Если смысл каких-то вещей для меня сокрыт во мраке, можно не сомневаться, что где-то в чем-то я непослушен. Завесу мрака на пути разума ставит невежество, духовная тьма наступает по причине нежелания быть послушным. Никто никогда не получает от Бога ни одного слова откровения без того, чтобы сразу же не быть испытанным этим словом. Мы не повинуемся Богу, а потом удивляемся, почему мы не растем духовно. "Если, когда ты придешь к жертвеннику, -- говорит Христос, -- там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... не говори Мне больше ни слова, а сначала пойди и разберись с братом" (ср. Мф. 5:23-24). Учение Христа нас застает там, где мы находимся именно в эту минуту. Никакой обман, никакое притворство ни на одну секунду нам не сойдут с рук. Христос нас учит во всем вплоть до мелочей. Дух Божий не дает послаблений духу самооправдания и открывает нам глаза на то, о чем раньше мы бы и не подозревали. Когда Христос словом Своим что-то вам открывает, не делайте вид, что вы не расслышали. Прикинетесь, что туговаты на ухо, -- станете святошами-обманщиками, святошами-лицемерами. Будьте особенно внимательны ко всему тому, на что вы обычно пожимаете плечами, и тогда поймете, почему вы топчетесь на одном и том же месте в духовном смысле. Сначала нужно тронуться с места -- и пусть вас считают фанатиками, но вам обязательно нужно сделать то, чего ожидает от вас Бог. "...Из сердца исходят..." (Матфея 15:19) Мы начинаем с того, что доверяем своему невежеству и называем это невинностью, доверяем своей невинности и называем это чистотой, а, услышав эти суровые слова Господа нашего, мы поеживаемся и говорим: "Но ведь всего этого ужаса в сердце моем отродясь не бывало". Нас возмущает то, что открывает нам Иисус Христос. Но Иисус Христос или имеет полную власть над сердцем человека, или на Него не стоит обращать никакого внимания. Готов ли я довериться Его проницательности, Его пониманию моего сердца, или считаю, что мне будет лучше в моем невинном невежестве? Если я буду сам объявлять себя невиновным, я скорей всего дойду то того, что однажды очнусь, с содроганием пойму, что Иисус Христос говорил чистую правду, и ужаснусь, увидев, на какое зло я способен. Пока я буду оставаться под покровом невинности, я буду жить в раю для глупцов. Если я еще никогда не проявлял во всей красе своей низости и порочности -- причина этого в смеси трусости и "цивилизованности", но, когда я предстану перед Господом в наготе своей, я пойму, что Иисус Христос поставил мне верный диагноз. Единственное спасение мое -- в Искуплении Иисуса Христа. Если я отдамся Ему, все мои порочные и ужасные наклонности могут быть навечно погребены в моем сердце. Чистота во мне сокрыта где-то очень глубоко, и мне ее своими силами не достать, но, когда приходит Дух Святой, Он приносит в самый центр моей сущности тот самый Дух, Который являл Себя в жизни Иисуса Христа, то есть Дух поистине Святой, непорочно чистый. "Блаженны..." (Матфея 5:3-11) Когда мы впервые читаем эти слова Христа, они кажутся чудесно простыми и совсем не страшными и тихо-мирно оседают где-то у нас в подсознании. Заповеди блаженства кажутся, например, просто душеспасительными и красивыми "полезными советами" для тех, кто "не от мира сего" и не может найти себе дела, но в нашем суровом и суетном мире толку мы в них не видим. Но вскоре мы обнаруживаем, что в этих заповедях блаженства скрыта невероятная сила Духа Святого, которая может произвести взрыв огромной мощности. А взрываются заповеди тогда, когда с нами что-то случается. И тогда Дух Святой напоминает нам одну из заповедей, и мы говорим: "Какие слова!", и стоим перед выбором -- дать Духу Святому перевернуть все в нашей жизни вверх тормашками или нет, послушаться заповеди или нет. Так действует Дух Божий. Для того чтобы начать жить по букве Нагорной проповеди, нам не нужно рождаться свыше. Буквальное толкование Нагорной проповеди -- это детская игра, когда же за толкование берется Дух Божий и применяет слова Господа нашего к нашим конкретным обстоятельствам, начинается тяжкий труд святого. Учение Христа никак не соизмеряется с нашими привычными взглядами на жизнь и вначале вызывает у нас чувство явного дискомфорта. Нам нужно понемногу учиться делам и словам, которые соответствовали бы заповедям Иисуса Христа в применении к нашим обстоятельствам (это дело Духа Святого). Нагорная проповедь -- это не набор правил и уставов. В ней говорится, какой жизнью мы будем жить, когда Дух Святой сможет проявить Себя в нас. "...Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". (Матфея 5:20) Ученик Христа отличается не тем, что он творит благие дела, а тем, что у него благие побуждения, потому что он сделался благим по сверхъестественной благодати Божьей. Выше благих дел может быть только благая жизнь. Иисус Христос пришел для того, чтобы дать любому человеку, который того захочет, новую наследственность, которая превзойдет праведность книжников и фарисеев. Иисус говорит: "Если ты Мой ученик, ты должен не только поступать правильно -- у тебя должны быть правильные побуждения, правильные мечты, правильными должны быть самые сокровенные твои мысли. Побуждения твои должны быть настолько чисты, чтобы Всемогущему Богу не приходилось в них ничего подвергать осуждению. Но кто может предстать в Вечном Свете Божьем и не быть подвергнутым осуждению? Лишь Сын Божий. И Христос говорит нам, что Своим Искуплением Он может вложить в любого человека Дух Свой и сделать его чистым и по-детски бесхитростным. Чистоты, которой требует от меня Бог, достичь мне можно лишь в том случае, если меня переделать изнутри. И Христос Своим Искуплением именно это и взялся сделать. Никто не может очиститься соблюдением законов. Иисус Христос не дает нам никаких правил и уставов, Его учение -- это истины, которые можно истолковать только тем Духом, который нам дает Он. Спасение, которое дарует Иисус Христос, чудесно тем, что Христос изменяет нашу наследственность. Он изменяет не человеческую природу, Он изменяет то, что ею движет. "Ибо воля Божия есть освящение ваше". (1-е Фессалоникийцам 4:3) Со стороны смерти. В освящении Богу приходится иметь дело с нами и со стороны смерти, и со стороны жизни. (Многие из нас столько времени проводят в месте смерти, что мы приобретаем какой-то замогильный вид.) Перед освящением всегда происходит генеральное сражение, всегда какая-то сила тащит нас прочь от Иисуса Христа и Его "нелепых" требований. И когда Дух Божий начинает нам показывать, что такое освящение, начинается борьба -- "...Если кто приходит ко Мне и не возненавидит... и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14:26). Дух Божий в процессе освящения будет снимать с меня все, что я на себя напялил, пока я не останусь "самим собой", то есть не приду на место смерти. Готов ли я быть "самим собой" и никем больше -- чтобы у меня не было ни друзей, ни отца, ни брата, ни каких-то собственных интересов -- готов ли я, просто говоря, на смерть? Это непременное условие освящения. И неудивительно, что Иисус сказал: "Не мир пришел Я принести, но меч" (Мф. 10:34). Тут-то и начинается битва, тут-то так многие из нас и падают духом. Так отождествить себя со смертью Христа мы отказываемся. "Ведь это так сурово, -- говорим мы. -- Не может быть, чтобы Он хотел от меня этого". Но наш Господь действительно суров, и Он именно этого от нас и хочет. Так готов ли я свести себя до уровня просто "себя", совлечь с себя все, что обо мне думают мои друзья, все, что о себе думаю я сам, и предать это простое ничем не прикрытое "я" Богу? Как только я это сделаю, Бог освятит меня во всей полноте, и я ни к чему не буду относиться всерьез, кроме как к Богу. Если я буду молиться: "Господи, покажи мне, что для меня означает освящение", Он покажет. А означает оно, что я становлюсь единым целым с Христом. Иисус Христос не дарит мне освящения, это Он Сам делается для меня освящением (1 Кор. 1:30). "Блаженны нищие духом". (Матфея 5:3) Не нужно считать нашего Господа в первую очередь Учителем. Если Иисус всего лишь Учитель, то все, на что Он способен, -- это подвергать меня танталовым мукам, ставя передо мной требования, достичь которых мне заведомо не дано. Что толку показывать мне идеал, к которому я не смогу даже приблизиться? Лучше мне о таком идеале вообще не знать, спокойнее будет. Что толку говорить мне, что я должен стать тем, кем мне не стать, -- человеком с чистым сердцем, который делает то, чего никому не должен, который полностью предан Богу? Прежде чем учение Иисуса Христа будет иметь для меня какой-то смысл (кроме изложения идеала, приводящего к отчаянию), мне нужно познать Его как Спасителя. И когда я рождаюсь свыше от Духа Божьего, я знаю, что Иисус Христос пришел не только учить: Он пришел сделать меня таким, каким я могу стать по Его учению. Искупление означает, что Иисус Христос может вложить в любого человека тот Дух, который управлял Его собственной жизнью, а все требования, которые предъявляет Бог, подразумевают наличие именно такого Духа. Учение Нагорной проповеди человека плотского приводит к отчаянию -- что и требовалось доказать Христу. И пока мы будем самонадеянно считать, что можем жить по учению нашего Господа, пока мы не сломим свое невежество на каком-нибудь препятствии и не будем готовы прийти к Христу нищими и принять Его дары, Бог не будет останавливать нас на ложном пути. "Блаженны нищие духом" -- вот первый принцип в Царстве Божьем. Царство Иисуса Христа основано на нищете, а не на богатствах, на осознании полной беспомощности -- "Я не могу за это даже и взяться!", а не на благих порывах. И тогда Иисус скажет: "Блаженны вы". Вот когда откроется дверь! Но сколько же нужно времени, чтобы поверить, что мы бедны! Однако только осознав свою нищету, мы можем подойти к тому рубежу, за которым начинает творить Иисус Христос. "...Надеющиеся на Господа... пойдут -- и не утомятся". (Исаия 40:31) От хождения мы голову не потеряем, хождением проверяется, насколько мы можем положиться на свой характер. "Пойти и не утомиться" -- высшее проявление силы. А когда в Библии говорится о "хождении", в ней говорится о характере -- "И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий" (Ин. 1:36). В Библии нет ничего абстрактного, там все живое и реальное. Бог не говорит: "Будь духовным", Бог говорит: "Ходи предо Мною" (Быт. 17:1). Когда мы физически или морально нездоровы, нам всегда хочется потрясений, восторгов. В сфере физической это приведет к тому, что мы будем пытаться симулировать действия Духа Святого; в сфере эмоциональной -- к тому, что мы запутаемся в своих страстях и будем падать все ниже и ниже; а если нам будет хотеться восторгов в сфере духовной, если захочется парить в вышине, все кончится полным уничтожением всякой духовности. Реальность Божьего присутствия не зависит от того, где мы находимся, она зависит только от нашей решимости всегда видеть перед собой Господа. Проблемы подступают к нам тогда, когда мы отказываемся исходить во всем из реальности Божьего присутствия. Мы сможем испытать то, о чем говорит псалмопевец, -- "...Посему не убоимся, хотя бы..." -- когда будем исходить из реальности -- не из нашего осознания присутствия Божьего, а из Его реальности. И окажется, что Бог-то все время и был рядом с нами! В критические моменты нужно просить водительства, но не нужно постоянно приговаривать: "О Господи, проведи меня здесь и вот здесь". Он и так проведет! Если же те решения, которые мы принимаем, руководствуясь здравым смыслом, не угодны Ему, Он своего добьется и даст нам это понять, остановит на ложном пути. И тогда нам нужно будет успокоиться и ждать, куда направит нас присутствие Его. "Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то". (Иоанна 13:13) Наш Господь никогда не настаивает на Своем авторитете, Он никогда не говорит: "Ты должен". Он предоставляет нам совершенную свободу, и мы настолько свободны, что можем плюнуть Ему в лицо, как некоторые и сделали, настолько свободны, что можем осудить Его на смерть, как некоторые и сделали... и Он не скажет ни слова. Но как только во мне Искуплением Его будет сотворена жизнь Его, я сразу же признаю Его полное право на абсолютную власть над собой. Это власть нравственного порядка -- "...Достоин Ты..." (Отк. 4:11). И только тот во мне, кто недостоин, отказывается поклониться Тому, Кто один достоин. Если, встречаясь с человеком, который более свят, чем я, я не признаю его достоинств и не повинуюсь тому, что исходит через него, это только подчеркнет, насколько же недостоин я сам. Бог нас как раз и воспитывает через людей, которые немного лучше, чем мы сами (не в смысле познания, а в смысле святости), пока мы не отдаемся во власть Самого Господа, и тогда вся наша жизнь становится олицетворением послушания Ему. Если бы наш Господь настаивал на безоговорочном послушании Себе, Он превратился бы в надсмотрщика и потерял бы всякий авторитет. Но Он никогда на послушании не настаивает -- мы сами беспрекословно повинуемся Ему, как только Он открывается нам. Он без проблем становится Господом, и мы с утра до вечера живем, восхищаясь Им. И от того, насколько я послушен Господу, зависит, что Он мне откроет о моем возрастании в благодати. Нам нужно вытащить из грязи и поднять оплеванное слово "послушание". Послушание возможно только между равными -- это отношения между отцом и сыном, а не между хозяином и слугой. "Я и Отец -- одно" (Ин. 10:30). "...Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию" (Евр. 5:8). Сын повиновался Отцу как Искупитель, не для того, чтобы быть Сыном, а потому, что Он Сыном был.
Что вам видно в облаках?
Что после послушания?
Как узнать?
Настоящая чистота
А блажен ли я?
Мысли и дела
Освящение
Дверь в Царство
Без Бога никуда
Власть над верующим