ВСЕ МОЕ ПРЕДЕЛЬНОЕ ГОСПОДУ, ОСВАЛЬД ЧЕМБЕРС
"…А тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь". (Иеремия 45:5) Это незыблемая тайна Господня для всех, кто доверяется Ему: "Оставлю тебе душу твою". А что же еще нужно человеку, кроме его души? Не будет души -- не будет ничего. "Вместо добычи" -- значит, что, куда бы вы ни пошли, пусть даже и в само пекло, вы выйдете оттуда со своей душой: ей ничто не сможет повредить. Многие из нас заняты показухой -- пусть себе мы даже хвастаемся и не богатством или добром своим, а благословениями. Все это нужно отбросить. Но есть что-то большее, чего нельзя отбрасывать ни в коем случае, -- жизнь, "сокрытая со Христом в Боге" (Кол. 3:3). Готовы ли вы позволить Богу взять себя в союз с Ним и больше не обращать никакого внимания на то, что вы называете великим? Готовы ли вы отказаться, отречься абсолютно от всего? Проверить это можно просто: вы готовы, если не спрашиваете: "А как же быть с этим?" Берегитесь всяких "а что, если". Как только вы задумаетесь, а как же быть с чем-то, от чего жаль отказываться, это будет означать, что вы не покорились Богу, что вы Ему полностью не доверились. А как только покоритесь и доверитесь, вы уже не будете больше думать о том, что же сделает Бог. Отречься от всего -- значит отказаться от роскоши задавать какие бы то ни было вопросы. Если вы полностью покоряетесь Богу, Он сразу же вам скажет: "А тебе вместо добычи оставлю душу твою". Люди устают от жизни потому, что Бог им кое-чего не дал, потому что они не получили свою душу в добычу. Избавиться от такой усталости можно, если отречься от всего и покориться Богу. И когда вы сможете покориться Богу, вы будете самым изумленным и восторженным человеком на земле -- вы станете полностью принадлежать Богу, а Бог даст вам душу вашу. А если с вами такого еще не произошло, то или потому, что вы в чем-то непослушны Богу, или потому, что вы отказываетесь быть попроще. "А ты просишь себе великого". (Иеремия 45:5) Вы просите себе великого? Речь идет не о том, что вы сами хотите быть великим, а о том, просите ли для себя чего-то великого у Бога. Бог хочет, чтобы вы были к Нему поближе и не просто получали от Него дары, а по-настоящему познали Его. Все "великое" -- ничто, оно как приходит, так и уходит. А Бог нам пустышек не дает. И нет ничего проще, чем быть с Богом в нормальных, правильных отношениях, если, конечно же, вам нужен Сам Бог, а не то, что от Него можно получить. Если вы научились пока только просить что-то у Бога, вы еще и не начали понимать, что такое отречься от всего -- вы стали христианином на собственный манер. "Я попросил у Бога Духа Святого, а Он не дал мне покоя и мира в душе, которых я ожидал". Бог сразу же указывает вам, почему вы не получаете того, что просите, -- вы совсем не ищете Господа, вы ищете чего-то для себя. Христос говорит: "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7). Просите у Бога всего, чего вам хочется, но вы не сможете по-настоящему просить, если будете просить не того, чего просить нужно. А чем ближе вы будете к Богу, тем меньше будете у Него просить "чего-то". "…Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (Мф. 6:8). Так зачем же тогда вообще просить? А затем, чтобы познать Его. Вы просите себе великого? "О Господи, крести меня Духом Святым". Если Бог этого не сделает, то потому, что вы Ему не покорились до конца, что-то отказываетесь сделать. Готовы ли вы задать себе вопрос: чего вы хотите от Бога и почему хотите? Богу нет никакого дела до вашего совершенства в настоящем, Он хочет, чтобы вы были совершенны в будущем. Он и не собирается делать вас благословенными и счастливыми прямо сейчас, Он постоянно занят тем, что доводит вас до окончательного совершенства, "…да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17:22). "…Возьми сына твоего… и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". (Бытие 22:2) От характера человека зависит, как человек понимает волю Божью (ср. Пс. 17:26-27). Авраам Божье повеление понял как приказ убить своего сына, и от такого понимания он смог избавиться лишь ценой ужасной боли и страданий. Но иначе Бог не мог очистить его веру. Если мы с искренней верой повинуемся тому, что говорит Бог, Бог выведет нас из плена традиций, которые Его преподносят не таким, какой Он есть. И таких заблуждений, от которых нужно избавляться, очень много: говорят, например, что Бог забирает ребенка у матери потому, что она его слишком любит, -- дьявольская ложь и пародия на истинную сущность Бога! И если дьявол может нам помешать подняться на вершину и избавиться от неправильных представлений о Боге, он именно это и сделает. Но если мы сохраним верность Богу, Бог проведет нас через мучительные испытания и выведет к лучшему пониманию Себя. Вера Авраама в Бога была велика тем, что он был готов делать для Бога все, что Тот пожелает. Он был готов повиноваться Богу и не обращал внимания на то, противоречило ли это каким-то из его убеждений. Авраам не стоял за свои убеждения насмерть, иначе бы он убил Исаака и сказал, что голос ангела -- дьявольский голос. Фанатики поступают именно так. Если же вы сохраните верность Богу, Бог проведет вас через все препятствия прямо в сокровенные покои, в которых вы сможете познать Его. Вот только придется отказаться от своих убеждений и принципов. А еще не нужно просить, чтобы Бог вас испытал. Никогда не говорите того, что сказал Петр: "Все сделаю и даже на смерть пойду с Тобой". Авраам таких заявлений не делал -- он просто оставался верным Богу. И Бог очистил его веру. "…Настой во время и не во время…" (2-е Тимофею 4:2) Многим из нас ужасно нравится "настаивать не во время". И речь здесь идет не столько о времени, сколько о нас: "настой во время и не во время" -- значит "настой, хочется тебе того или нет". Если мы будем делать только то, чего нам хочется, некоторые из нас вообще во веки вечные ничего не сделают. В духовной сфере есть люди, совершенно нетрудоспособные, одряхлевшие духовно, которые отказываются хоть что-нибудь сделать, если на них не снизойдет сверхъестественное вдохновение. А если у нас с Богом отношения в порядке, мы будем делать все насколько можно лучше и с вдохновением, и без него. Одна из самых опасных ловушек, в которую может попасть труженик на ниве Божьей, -- это склонность обожествлять свои редкие мгновения особой близости с Богом. Когда Дух Божий посылает вам вдохновение, открывает вам то, чего вы не видели раньше, вы говорите: "Теперь всегда будет так". Нет, не будет! И Бог позаботится, чтобы так не было всегда. Эти мгновения не зависят от вас, они -- дар Божий. Вы не можете их себе "устроить" по своему хотению. Если вы скажете себе, что отныне всегда будете в лучшей форме, вы станете для Бога тяжким бременем и без очередной порции вдохновения не пошевелите и пальцем. Если мгновения ваших духовных взлетов станут для вас богом, вы увидите, что Самого Бога что-то как раз и не видно и не слышно. Он вернется лишь тогда, когда вы возьметесь за дело, о которое спотыкаетесь, когда вы научитесь не делать идола из редких мгновений вдохновения. "…Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются…" (Луки 10:20) Нам, труженикам на ниве Божьей, больше всего грозит не мир, не грех, а духовное своеволие. Мы берем за основу тот шаблон, который нам предлагает религиозная мода наших дней, и страстно жаждем добиться успеха по меркам этой моды. А нам никогда не нужно искать одобрения ни у кого, кроме Бога, нам нужно "выйти к Нему за стан, нося Его поругание" (Евр. 13:13). Христос сказал ученикам Своим, что им нечего радоваться успехам в служении, но тем не менее, кажется, это единственное, чему большинство из нас радуется. Весь наш подход какой-то торгашеский: вот теперь спасено и освящено столько-то душ, слава Богу, теперь все в порядке. Наш труд начинается там, где заложила основание Божья благодать, наше дело не спасать души, а учить их. Спасение и освящение -- это дело Божьей благодати, которая неподвластна никому, а наше дело, дело учеников Христовых, -- учить других, пока они полностью не покорятся Богу. Одна душа, полностью покорившаяся Богу, для Бога стоит больше, чем сотня душ, всего лишь пробужденных Духом Его. Мы, те, кто трудится для Бога, должны в духовном смысле воспроизводить себе подобных, и в этом-то воспроизведении и будет заключаться Божье свидетельство для нас, тружеников. Бог благодатью Своей делает нас такими, какими мы в свою очередь должны сделать других. И если труженик не живет жизнью, "сокрытой со Христом в Боге" (Кол. 3:3), он скорее станет несносным диктатором, чем вечным учеником. Многие из нас и есть диктаторы, мы диктуем людям по одиночке и целым толпам сразу, как им жить. А Иисус нам ничего никогда не диктует свысока. Всегда, когда Господь наш говорил об ученичестве, Он начинал со слова "если", а не со слов "ты должен". Ученичество -- дело сугубо добровольное. "Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?" (Иоанна 14:9) Наш Господь, наверное, не перестает нам удивляться, удивляться тому, насколько мы все усложняем. Мы выставляем себя на посмешище именно тогда, когда придумываем что-то свое. Если мы будем жить в простоте, никогда не постыдимся и никогда не будем попадать впросак. Филипп ожидал, что ему будет открыта великая тайна, а Живой Тайны в упор не видел. Тайны Божьи не в том, что будет, они в том, что уже есть. А мы ждем, что эти тайны будут нам явлены в грядущих событиях, в каких-то катаклизмах. В принципе, мы не против повиноваться Иисусу, но мы уже самими своими вопросами обижаем Его. "Господи! покажи нам Отца". А Он отвечает: "Так вот же Он. Если не видите Его здесь, не увидите вообще нигде". Мы всё ищем, как Бог являет Себя детям Своим, а Бог являет Себя только в детях Своих. Другим в этих детях Бог виден, самим детям -- нет. Нам хочется почувствовать, как мы чувствуем Бога, но не может человек почувствовать свои чувства со стороны и не сойти с ума. И если мы просим Бога, чтоб Он дал нам неизведанные доселе чувства, или если нам мешают чувства, уже нами изведанные, мы обижаем Господа. Обижают Его уже сами вопросы наши, потому что дети отцу таких вопросов не задают. "Да не смущается сердце ваше" (Ин. 14:1, 27) -- не обижаю ли я Иисуса именно тем, что позволяю своему сердцу смущаться? Если я верю в истинного Христа, живу ли я по этой своей вере? Позволяю ли я чему-то смутить свое сердце, не ношусь ли с абсолютно неуместными вопросами? Мне нужно прийти к Богу таким, какой я есть, и принимать от Него все таким, какое оно есть. Бог никогда никого не ведет в будущем, Он всегда всех ведет именно в настоящем, именно сейчас. Поймите, что Господь рядом с вами именно в эту минуту, -- и вы сразу же почувствуете облегчение. "…Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь"…" (2-е Коринфянам 1:20) Христос рассказал притчу о талантах (Мф. 25), чтобы предупредить нас, что мы можем неправильно рассчитать свои силы. И в притче этой говорится не о наших природных дарованиях, а о даре Духа Святого, сошедшего в день Пятидесятницы. Не нужно измерять свои духовные способности образованием или интеллектом -- наши способности в духовной сфере измеряются обетованиями Божьими. И если мы не будем иметь того, что хочет нам дать Бог, очень скоро мы начнем несправедливо обвинять Его, как обвинял раб своего господина: "Ты от меня ожидаешь большего, чем я могу, а Сам мне не дал сил на это. Ты требуешь слишком много, и я не могу хранить верность Тебе в таких условиях". Когда дело касается всемогущего Духа Божьего, ни в коем случае не говорите: "Не могу". Никогда не оглядывайтесь на то, что вы можете, а чего не можете по природе своей: если мы получили Духа Святого, Бог ожидает, что в нас будет явлено и дело Духа. Раб во всем оправдывал себя и во всем осуждал своего господина: "Твои требования несоразмерны с тем, что ты дал". А может быть, и мы злословили Бога тогда, когда Он этого совершенно не заслуживал, осмеливаясь заботиться, в то время как Он сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33)? А заботиться -- значит сказать как раз то же самое, что сказал раб из притчи: "Я же просто никак не могу этого сделать". Духовный лентяй своей ленью ставит под сомнение силу Божью. Лентяи всегда идут "своим" путем. Никогда не забывайте, что наши способности в делах духовных измеряются обетованиями Божьими. А может ли Бог исполнить Свои обетования? Наш ответ зависит от того, получили ли мы Духа Святого. "…Так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона[1] не склонялся…" (3-я Царств 2:28) [1] В одних рукописях здесь стоит имя Соломона, в других -- Авессалома. В "Толковой Библии" Лопухина, например, сказано, что чтение "Авессалома" "без сомнения, правильное" -- Прим. пер. Иоав выдержал серьезнейшее испытание и остался абсолютно верен Давиду, не поддавшись обаянию и обольщению Авессалома, но в конце своей жизни пошел за трусливым Адонией. Никогда не забывайте, что там, где оступился один человек, может оступиться и другой (см. 1 Кор. 10:13). Вы выстояли в серьезном испытании? Тем более будьте бдительны в мелочах, не думайте о них свысока. Нам кажется, что тот, кто с честью выдержал какое-то тяжкое испытание, вряд ли может после этого поддаться мирским соблазнам. Не нужно гадать, откуда эти соблазны придут, -- самый губительный придет именно оттуда, откуда вы его совсем не ждали. И те мелочи, на которые мы привыкли смотреть свысока, начинают оказывать на нас влияние именно после великих духовных побед. Мелочи эти не обязательно выходят на первый план, но нужно помнить, что они никуда не делись и, если утратить бдительность, они могут подставить подножку. И если вы хранили верность Богу в испытаниях великих и тяжких, теперь берегитесь подводных течений. Не нужно копаться в себе, глядя в грядущее со страхом, нужно просто сохранять бдительность, трезвость ума и памяти пред Богом. Беспечная сила -- это двойная слабость, потому что именно к ней легче подкрасться мелочам. Преткновением для библейских героев становились именно их сильные стороны, а не слабые. "…Силою Божиею через веру соблюдаемых…" (1 Пет. 1:5) -- вот единственный надежный путь. "…И воззвал к нему Бог… Он сказал: вот я". (Исход 3:4) Когда Бог обращается к нам, многие из нас похожи на людей, заблудившихся в густом тумане, -- мы ничего не отвечаем. А ответ Моисея показывает, что он куда-то уже вышел. Если кто-то готов действовать, это означает, что в его отношениях с Богом все в порядке и он знает, где находится в данный момент. Мы слишком заняты собой, мы рассказываем Богу, куда нам хочется пойти. А награду получит тот, кто готов служить Богу и вершить Его дела, потому что он сразу же откликнется на зов Божий. Мы ожидаем чего-то великого, необычайного, невиданного, и, когда такое приходит, мы уже не медлим и сразу же кричим: "Вот я". Когда Христос являет Себя воочию, мы поступаем так, как нужно, но к делам неприметным, безвестным мы не готовы. А быть готовым служить Богу -- значит быть готовым браться и за самое малое, и за самое великое дело, и разницы здесь нет никакой. Что именно делать, выбираем не мы: мы должны быть готовы к тому, что предложит Бог. И если мы слышим голос Божий так, как наш Господь слышал голос Своего Отца, то, когда нам представляется возможность что-то сделать, мы готовы на любое дело со всем пылом любви к Богу. Иисус Христос с нами намерен поступать так же, как с Ним поступал Его Отец. Он может направить нас, куда захочет, может поручить нам дела приятные и не очень, потому что наше единение с Ним -- это то же единение, что существует у Него с Отцом. "…Да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17:22). Будьте готовы к тому, что Бог может прийти к вам нежданно-негаданно. Тому, кто готов, готовиться не нужно. Вы только подумайте, сколько времени мы тратим впустую на то, чтобы стать готовыми к делу Божьему, когда нас Бог действительно позовет! Купина неопалимая -- это символ всего того, что окружает душу, готовую служить Богу, -- она пылает присутствием Божьим. "Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою… и бросился в море". (Иоанна 21:7) Бывало ли с вами такое, что в тяжкую минуту вы сознательно, решительно и бесповоротно отказывались от всего? В такие моменты все решает воля. Такое часто бывает, когда дело касается чего-то материального, внешнего, но отречение от вещей материальных ничего не дает. Истинное отречение происходит не снаружи, а внутри. Отрекаясь от чего-то внешнего, можно преспокойно оставаться в полнейшем рабстве. Смирили ли вы свою волю перед Иисусом Христом? Все зависит именно от воли, а не от чувств. Чувства -- это просто позолота, суть вашего договора с Христом не в них. Если вы будете идти на поводу у чувств, никогда ни о чем вам с Христом не договориться. И не спрашивайте у Бога, что сулит вам покорность перед Ним, просто покоряйтесь Ему в том, что видите и понимаете в данный момент: и в мелочах, и в вещах серьезных. Если вы услышали на волнах голос Иисуса Христа, пусть идут по ветру ваши убеждения и ваши принципы -- держитесь только за Христа.
Что вы получите
Чего вы хотите?
Восхождение
Настой во время
Не гонитесь за модой
Не обижайте Господа сейчас!
Может ли святой злословить Бога?
А чего тут бояться?
Готовность
Пан или пропал