ВСЕ МОЕ ПРЕДЕЛЬНОЕ ГОСПОДУ, ОСВАЛЬД ЧЕМБЕРС
"...Не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус". (Филиппийцам 3:12) Не нужно никогда напрашиваться на служение самим, а если Бог вас к чему-то призвал, -- горе вам, если вы уклонитесь вправо или влево. Служить Богу мы должны не потому, что это мы так решили, а потому, что нас "достиг" Бог. А если Он нас действительно достиг, не должно оставаться мыслей типа: "Я этого не умею". Что тебе проповедовать, решает Бог, а не ты сам на свой вкус. Главное -- держись всей душой за Бога и помни, что ты призван не только свидетельствовать, но и проповедовать Евангелие. Свидетельствовать должен каждый христианин, а вот что касается проповеди, здесь Бог должен схватить вас Своей рукой так, что вам ни вздохнуть, ни продохнуть, и схватить именно для этого -- чтобы вы проповедовали. Кого из нас Бог так крепко взял в Свои руки? Никогда не разбавляйте Слова Божьего водой, не выхолащивайте его сути. Проповедуйте его в чистом виде, не сглаживайте острых углов. Верность Слову Божьему нельзя подвергать сомнению. Только не забывайте, когда будете иметь дело с людьми, кто вы такой -- не небесное бесплотное существо, а грешник, спасенный по благодати. "...Я не почитаю себя достигшим; а только..." (Флп. 3:13-14). "...Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь". (Иеремии 1:8) Бог обещал Иеремии, что лично его Он избавит от смерти: "...Душа твоя останется у тебя вместо добычи" (Иер. 39:18). Это все, что Бог обещает детям Своим. Куда бы Он нас ни послал, Он сохранит нам нашу жизнь. Наши пожитки и скарб нас волновать не должны, на все это мы должны смотреть спокойно, а если не будем смотреть спокойно, то наживем себе только панику, расстройства и огорчения. То, что Бог спасет нас самих, должно перевешивать для нас все остальное. В Нагорной проповеди сказано, что, когда мы исполняем поручения Иисуса Христа, у нас не останется времени на себя. Иисус буквально говорит следующее: "Не беспокойтесь вы о том, справедливо с вами поступают или нет". Поиски справедливости -- это признак отклонения от преданности Христу. В этом мире не нужно искать справедливости, но не нужно и прекращать дарить справедливость другим. Если мы будем искать справедливости, мы начнем ворчать, будем всем недовольны, станем жалеть себя: "Как можно со мной так?" А если мы всецело отдаемся Иисусу Христу, что выпадает на нашу долю -- не наше дело. Мы должны одинаково спокойно принимать и справедливость, и несправедливость. Христос говорит: "Делайте то, что я вам сказал, и я сохраню вам жизнь. Если вы попытаетесь сохранить себе жизнь сами, вы выйдете из-под Моей опеки". И вот здесь самые набожные из нас становятся самыми настоящими атеистами -- мы не верим Богу, мы возводим на престол здравый смысл и приклеиваем к нему слово "Бог". Мы на самом деле полагаемся на разум свой вместо того, чтобы надеяться на Господа всем сердцем своим (см. Пр. 3:5, 6). "Мы же... умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами". (2-е Коринфянам 6:1) Той благодати, которую вы получили вчера, на сегодня уже не хватит. Благодать -- это преизбыточествующая милость Божья, вы можете всегда быть уверены, что она не иссякнет. "...В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах" (2 Кор. 6:4) -- вот где испытывается наше терпение. Вам не хватает духу жить в такие моменты по благодати? Вы говорите: "Ладно, сейчас не считается"? Дело не в том, что нужно молиться и просить, чтобы Бог вам помог. Дело в том, чтобы принимать Божью благодать прямо сейчас, в этот самый момент. Мы из молитвы сделали тренировку, разминку перед делом, а в Библии такой молитвы просто нет. Молитва -- это само дело и есть, в молитве мы черпаем благодать Божью. Не говорите: "Потерплю, пока можно будет передохнуть и помолиться". Молитесь прямо сейчас, черпайте благодать Божью именно в ту минуту, когда она вам нужна. Молитва -- это самое настоящее, самое практичное дело, а не просто бесплатное приложение к праведности. А мы учимся черпать благодать Божью где угодно, но не в молитве. "...Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах" (2 Кор. 6:5) -- покажите, как можно черпать благодать Божью во всем этом, и на вас будут в изумлении смотреть все, в том числе и вы сами. И черпайте благодать прямо сейчас, не откладывая на завтра. В духовном разговорнике главное слово -- "сейчас". Пусть обстоятельства ведут вас туда, куда им угодно, а вы продолжайте черпать благодать Божью, что бы с вами ни случилось. И одно из величайших доказательств, что вы черпаете благодать Божью, заключается в том, что вы сможете снести унижение, не проявив ни малейшего следа ничего другого, кроме Его благодати. "...Мы ничего не имеем..." (2 Кор. 6:10). Никогда не делайте запасов на потом. Изливайте до капельки все самое лучшее, что у вас есть, и всегда оставайтесь нищими. С тем сокровищем, которое дает Бог, не нужно проявлять никакой дипломатии и экономии. Здесь должна торжествовать нищета. "...И что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое". (Иоанна 12:27-29) Я, как святой Божий, не должен просить Бога, чтобы Он избавил меня от всех огорчений и неприятностей, я должен просить, чтобы Бог помог мне остаться во всяком огне скорби тем, кем Он меня создал. Наш Господь обрел Себя в огне скорбей, Бог избавил Его не "от часа сего", а из часа сего. Мы говорим, что печалей и скорбей быть не должно, но они есть, и нам нужно обрести себя в огне бед. Если мы пытаемся избежать горестей и надеемся на безмятежное будущее, мы поступаем неразумно. Без бед не прожить, и говорить, что бед быть не должно, просто не имеет смысла -- они все равно будут. Будет грех, будет горе, будет страдание, и не наше дело рассуждать, что Бог совершил ошибку, допустив все это. Беды и горести выжигают все мелочное и мелкое, но не всегда человек становится лучше, изведав беды. В страдании я могу обрести себя или потерять себя. В успехе себя не обретешь, от успеха можно только потерять голову. Не обретешь себя и в серости будней, там только научишься ворчать. Находят себя люди в огне страданий. Почему это так, уже другой вопрос, но то, что это действительно так, видно и из Библии, и из жизни. Человека, который прошел сквозь огонь страдания и обрел себя, не спутаешь ни с кем. К нему можно смело обратиться в беде, и он найдет для тебя время. А тот, кто сквозь огонь страдания не прошел, задирает нос, вечно занят, и времени на вас у него нет. Если вы обретете себя в огне скорбей, Бог через вас сможет помочь другим. "...Теперь ваше время и власть тьмы". (Луки 22:53) Все беды в вашей жизни происходят не от того, что вы смирились с фактом существования греха. Вы можете говорить о благородстве человеческой природы, но в этой самой природе есть что-то такое, что нагло смеется прямо в лицо всякому вашему идеалу. Если вы отказываетесь согласиться с тем, что в людях реально существуют зло и эгоизм, что-то абсолютно порочное и неприличное, вместо того, чтобы принять грех как факт, когда он наносит удары прямо по вам, -- у вас остается в запасе только один вариант: пойти на компромисс со злом и сказать, что с ним нет смысла бороться. Понимаете ли вы, чье теперь время и чья власть, или вы, глядя на себя, в упор не замечаете никакого греха? В своих отношениях с друзьями и другими людьми воспринимаете ли вы грех как реально существующую действительность? Если нет, он нападет на вас из-за угла, и вы будете вынуждены принять его условия, пойти с ним на компромисс. Если же вы смиритесь с фактом существования греха, вы сразу же поймете всю его опасность, все, чем вам грех угрожает. Признание факта существования греха не разрушает основания дружбы, оно, напротив, делает прочнее основание той дружбы, в которой оба друга признают, что жизнь без трагедий не бывает. Будьте очень осторожны с теми взглядами на жизнь, которые отрицают существование греха. Иисус Христос никогда не доверялся человеческой природе, но никогда не был циником, не начинал подозревать всех и вся, потому что Он полностью доверял тому, что Он мог сделать для человеческой природы. Чистый человек (не невинный) -- это человек, который чем-то или Кем-то защищен. С невинными будьте поосторожнее: невинность и человек -- несовместимые понятия. Бог требует от нас не невинности, а чистоты и добродетели. Невинность бывает у детей, а взрослому мужчине или взрослой женщине не признавать своей греховности -- это просто стыдно. "И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо". (Луки 24:51) Нам не дано пережить того, что случилось в жизни нашего Господа после Преображения Его. С той минуты жизнь нашего Господа стала исключительно жизнью заступнической. До Преображения Он жил нормальной непорочной человеческой жизнью, с момента же Преображения -- в Гефсимании, на Кресте, после Воскресения -- все, что Он испытал, нам незнакомо. Его Крест -- это дверь, через которую каждый представитель рода человеческого может войти в жизнь Божью, Воскресением Своим Он обрел право даровать любому человеку жизнь вечную, а Вознесением наш Господь взошел на небеса и оставил дверь туда человечеству открытой. На горе Вознесения было довершено Преображение. Если бы Иисус взошел на небеса с горы Преображения, Он взошел бы туда в одиночестве и остался бы для нас всего лишь ипостасью славы Божьей. Но Христос отвернулся от славы и сошел с этой горы, чтобы разделить судьбу заблудшего рода человеческого. Вознесение поставило в Преображении точку. Наш Господь вернулся к присущей Ему изначально славе, но вернулся не просто как Сын Божий. Он вернулся к Богу и как Сын Божий, и как Сын Человеческий. И отныне благодаря Вознесению Сына Человеческого каждому открыт прямой путь к самому престолу Божьему. В качестве Сына Человеческого Иисус Христос сознательно ограничил Свое всемогущество, вездесущность и всеведение. А теперь Он обладает ими в полной мере, без ограничений. Сын Человеческий Иисус Христос имеет у престола Божьего всякую власть. Он Царь царей и Господь господствующих со дня Своего Вознесения и доныне. "...Причастниками Божеского естества..." (2-е Петра 1:4) Через обетования Божьи мы соделались причастниками Божеского естества и должны воплотить это естество в свое, человеческое, посредством новых привычек. Первая привычка, которую нам следует завести, -- это привычка замечать то, что нам посылает Бог. "Этого я себе позволить не могу", -- говорим мы, и в этих словах спрятан один из самых коварных обманов. На людях говорить о деньгах считается проявлением дурного тона. Это верно и в духовном смысле. А сказать, что Отец наш Небесный якобы оставил нас без гроша, мы считаем совсем не зазорным! Нам кажется, что сказать в конце дня: "Ну что, кое-как день прожили, даже не верится", -- это признак истинной скромности. А как же быть с тем, что в Господе Иисусе с нами всегда Сам Всемогущий Бог?! Если мы Ему будем послушны, Он обяжет быть для нас благословением и самую крошечную песчинку и самую далекую звезду. И какая разница, что обстоятельства складываются против нас? А как же еще они должны складываться? Если мы начинаем себя жалеть и позволяем себе роскошь поныть, мы закрываем себе путь к Божьим богатствам и не даем найти путь к этим запасам другим. Нет греха хуже, чем грех жалости к себе, потому что этой жалостью мы зачеркиваем Бога и возводим на трон свои собственные интересы. Из уст наших изливается ропот, мы становимся ненасытными духовными "губками", которые впитывают в себя все, что только видят. Неприглядное, неблагородное зрелище! Прежде чем Бог сможет нас похвалить, Ему придется лишить нас всего того, что мы по ошибке считаем богатством, пока мы не поймем, что все наши незамутненные источники в Нем (Пс. 86:7). Бог спросит с нас за то, что в нас не видно Его величия, благодати и силы (а не за то, что мы о них не знаем). "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью" (2 Кор. 9:8), так что и нам нужно учиться осыпать благодатью Божьей других людей. Вспомните, что вы отмечены знаком причастности к Божьему естеству, -- и через вас постоянно будут изливаться благословения Божьи. "...Дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его". (Ефесянам 1:18) Не забывайте, для чего вы спасены, -- для того, чтобы в вашей смертной плоти был явлен Сын Божий. Всеми силами своими стремитесь понять, что вы избранное дитя Божье, и постоянно будьте на высоте своего положения. Для своего спасения вы не можете сделать ничего, но для того, чтобы его явить, вы кое-что даже должны сделать: вы должны проявить то, что Бог в вас уже совершил. Проявляете ли вы это языком своим, мозгами своими и нервами своими? Если вы, как были, так и остались нытиком, который, кроме себя самого, никого и ничего не видит, говорить, что Бог вас спас и освятил, -- значит лгать. Бог очень хорошо продумывает все, что творит. Он допускает в нашей жизни трудности, чтобы посмотреть, сможем ли мы их преодолеть так, как нужно -- "С Богом моим восхожу на стену" (Пс. 17:30). Бог никогда не будет ограждать вас ни от каких требований, которые Он предъявляет к Своим сыновьям и дочерям. Петр говорит: "Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного" (1 Пет. 4:12). Будьте на высоте, делайте то, что нужно. Не важно, больно вам или нет, -- главное, чтобы у Бога была возможность явить Себя в вашей смертной плоти. Так пусть же Бог нас больше не застанет за нытьем, пусть Он нас увидит полными духовной отваги и силы, готовыми ко всему, что Он нам пошлет. Нам нужно учиться поступать так, чтобы Сын Божий мог быть явлен в смертной плоти нашей. У Бога музеев не бывает. Единственная цель нашей жизни в том, чтобы был явлен Сын Божий. При такой цели исчезают все попытки диктовать что-то Богу. Наш Господь никогда не диктовал ничего Своему Отцу, и мы живем на земле не для того, чтобы что-то диктовать Богу, а для того, чтобы покориться воле Его. И тогда Он сможет сделать через нас то, чего хочет Он. Когда мы это поймем, Он сделает нас хлебом ломимым и вином изливаемым, чтобы накормить и насытить других. "...Непорочную совесть пред Богом и людьми". (Деяния 24:16) Свои заповеди Бог дает Сыну Божьему, живущему в нас, поэтому для человеческой природы, в которой отобразился Сын Божий, заповеди Его тяжки. Но они становятся Божественно легки, стоит нам только проявить послушание. Совесть -- это способность во мне, которая держится самых высоких из всех известных мне требований и сообщает, что же эти самые требования повелевают мне сделать. Совесть -- око души, которое взирает то ли на Бога, то ли на то, что считает самым высшим для себя стандартом, и поэтому совесть разным людям диктует разное. Если я привык постоянно представать пред Богом, моя совесть всегда будет проводником совершенного закона Божьего и всегда будет подсказывать мне, как поступить. Вопрос лишь в том, буду ли я ее слушать? Мне придется прилагать усилия, чтобы совесть моя не зачерствела и я чувствовал, когда преступаю заповеди Божьи. Мне нужно жить в такой совершенной гармонии с Сыном Божьим, чтобы в любых обстоятельствах обновляться духом ума своего и сразу же "познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:2). Бог учит нас во всем вплоть до самых мелочей. Настолько ли чутко мое ухо, чтобы слышать самый тихий шепот Духа и понимать, что от меня требуется? "И не оскорбляйте Святого Духа" (Еф. 4:30). Его голос слышится не в раскатах грома, он так тих, что его легко не услышать. А чтобы совесть нормально слышала Бога, нужно привыкнуть постоянно быть открытым Богу в душе. Как только вы начинаете со своей совестью спорить, сразу прекращайте. "Почему мне этого нельзя?" Потому, что вы на ложном пути. Если говорит совесть, спорить с ней нельзя. И если вы позволите хоть чему-то бросить тень на ваше общение с Богом, вы очень рискуете. Отвергайте абсолютно все, что бы это такое ни было, и поддерживайте свой духовный взор незамутненным. "Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода". (2-е Петра 1:8) Когда у нас начинает формироваться какая-то привычка, мы не можем этого не замечать. Бывает, что мы замечаем, как становимся лучше, терпеливее и праведнее, но это должно пройти. Если же мы удовлетворимся достигнутым, то задерем нос и станем зазнайками. С привычками нужно поступать правильно: окунать их в жизнь Господа и растворять в ней, пока каждая привычка не станет настолько привычной, что мы на нее уже не будем обращать никакого внимания. Наша духовная жизнь имеет постоянную тенденцию превращаться в сплошной самоанализ, потому что мы замечаем, что каких-то качеств у нас как не было, так и нет. А все должно быть в принципе очень просто. Какая-нибудь христианская "привычечка" может стать для вас богом -- привычка молиться в заведенное время или привычка читать Библию, например. Вы увидите, как Отец ваш будет ломать ваш график, если вы станете поклоняться не тому, что за привычкой стоит, а самой привычке. "Я сейчас не могу, я молюсь, это время я провожу с Богом". Да не с Богом вы его проводите, а с привычкой своей. Вам чего-то не хватает. Признайте это и ищите возможности развить в себе то качество, которого у вас нет. Любовь начинается там, где кончаются явные привычки, где они исчезают и вы делаете что-то не задумываясь, потому что иначе не можете. Пока ваша святость поддерживается сознательными усилиями, вы будете уверены, что вам чего-то делать нельзя, вы будете поддерживать с кем-то отношения, в которых простотой и не будет пахнуть. Чего-то вам не будет хватать. Сверхъестественной жизнью жил лишь Господь Иисус, а Он был с Богом везде. А у вас ведь, наверное, есть такие места, где вы просто не можете быть с Богом? Так откройтесь же Богу именно в этих конкретных обстоятельствах, пока не встретитесь с Ним и там, -- и жизнь ваша станет по-детски простой.
Как достигает Бог
Все уходит в тень спасения
Всегда "сейчас"
Где обрести себя
Грех нужно признавать
Его Вознесение и наше с Ним единение
Привычка к богатству
Привычка быть на высоте положения
Привычка доброй совести
Заведите привычку не иметь никаких привычек