Пять «Sola» Реформации
  • Sola Scriptura (только Писание)
    Библия — единственный непогрешимый авторитет в вопросах веры и жизни. Этот принцип стал краеугольным камнем Реформации, отвергающим предания и учения, не основанные на Слове Божьем.
    На Вормсском рейхстаге (1521) Мартин Лютер заявил:

    «Если меня не убедят Писанием и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку они противоречат друг другу, — моя совесть покорена Словом Божьим. Я не могу и не хочу отрекаться, ибо небезопасно и нечестиво поступать против совести. На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог».


    Бельгийское исповедание (1561) подтверждает:

    «Мы верим, что Священное Писание полно содержит волю Божью, и всё необходимое для спасения в нём ясно изложено… Мы отвергаем любые человеческие учения, сколь бы древними или авторитетными они ни были, если они не согласуются с Писанием» (ст. VII).


    Библейские основания:

    «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

    «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

  • Sola Fide (только верой)
    Оправдание даётся исключительно верой во Христа, а не добрыми делами или церковными обрядами. Это сердцевина Евангелия, которую Реформация вернула Церкви.
    Вестминстерское исповедание (1647) учит:

    «Вера, принимающая Христа и Его праведность, есть единственное средство оправдания. Но она никогда не пребывает одна: истинная вера сопровождается делами любви» (гл. XI).

    Мартин Лютер провозгласил

    «Грешник оправдывается одной лишь верой, даже если все его дела были бы сплошным грехом».

    Библейские основания:

    «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9).

    «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17).

  • Sola Gratia (только благодатью)
    Спасение — незаслуженный дар Божий, а не награда за человеческие усилия. Никто не может заслужить вечную жизнь своими заслугами.
    Баптистское исповедание (1689) поясняет:

    «Христос Своей жертвой полностью удовлетворил Божью справедливость. Оправдание даётся исключительно по благодати, чтобы слава принадлежала только Богу» (гл. XI).

    Библейские основания:

    «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:4–5).

    «Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» (Рим. 11:6).

  • Solo Christo (только Христом)
    Иисус Христос — единственный Посредник между Богом и человеком. Ни святые, ни таинства, ни Церковь не могут спасти — только Он.
    Жан Кальвин писал:

    «Мы обретаем милость Отца лишь через Христа. Вне Его — только гнев и осуждение».

    Гейдельбергский катехизис (1563) предупреждает:

    «Те, кто ищет спасения вне Христа, на деле отрицают Его как единственного Спасителя» (в. 30).

    Библейские основания:

    «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

    «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

  • Soli Deo Gloria (только Богу слава)
    Вся жизнь христианина должна прославлять Бога. Реформация отвергла разделение на «духовное» и «мирское», утверждая, что даже обычные дела должны совершаться во имя Господа.
    Вестминстерский краткий катехизис (1647) начинается с вопроса:

    «В чём главное назначение человека? — Прославлять Бога и вечно наслаждаться Им».

    Библейские основания:

    «Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

    «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9).