Афанасьевский Символ веры
Желающий спастись должен, прежде всего прочего, иметь истинную христианскую веру. Кто оную не сохраняет в полноте и чистоте, тот, несомненно, погибнет на веки вечные.
Истинная же вера христианская – в том, что почитаем единого Бога в трех ипостасях и три ипостаси в едином Божестве.
Не смешивая ипостаси и не разделяя Божескую сущность.
Ибо инака ипостась – Отец, инака – Сын, инака – Дух Святой.
Однако же Отец и Сын и Дух Святой суть Бог Единый, будучи равны по славе, равны по вечному величеству.
Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святой:
Отец не сотворен, Сын не сотворен, Дух Святой не сотворен.
Отец безмерен, Сын безмерен, безмерен Дух Святой.
Отец вечен, Сын вечен, вечен Дух Святой;
И, однако же, не три Вечных, но един Вечный,
Подобно тому как не три Несотворенных, не три Безмерных, но един Несотворенный, един Безмерный.
Равным же образом: Отец всемогущ, Сын всемогущ, всемогущ Дух Святой;
И, однако же, не три Всемогущих, но един Всемогущий.
Итак: Отец – Бог, Сын – Бог, Дух Святой – Бог;
И, однако же, не три Бога, но един Бог.
Итак: Отец – ГОСПОДЬ, Сын – ГОСПОДЬ, Дух Святой – ГОСПОДЬ;
И, однако же, не три ГОСПОДА, но един ГОСПОДЬ.
Ибо: подобно тому как надлежит нам, согласно с христианской истиной, каждую из ипостасей, как таковую, признавать Богом и ГОСПОДОМ,
В той же мере нельзя нам в христианской вере полагать трех Богов или же трех ГОСПОД.
Отец никем не создан, не сотворен, не рожден.
Сын единственно лишь от Отца – не создан, не сотворен, но рожден.
Дух Святой от Отца и Сына – не создан, не сотворен, не рожден, но исходящ.
Итак: един Отец, не три Отца; един Сын, не три Сына; един Дух Святой, не три Духа Святых.
И ни одна из сих трех ипостасей не первая, ни одна не последняя, ни одна не большая, ни одна не меньшая;
Но все три ипостаси в равной мере вечны, равны величеством одна другой.
И, значит, как уже говорилось, должно чтить три ипостаси в едином Божестве и Бога единого в трех ипостасях.
Следовательно, желающий спастись обязан именно такого держаться мнения касательно трех ипостасей Бога.
Однако для вечного спасения необходимо также неколебимо веровать, что Иисус Христос, Господь наш, подлинный есть человек.
Таким образом, истинная вера – в том, что веруем и исповедуем: Господь наш Иисус Христос есть Сын Божий, Бог и человек;
Он – Бог, рожденный прежде времен мира из естества Отца, Он – человек, на свет рожденный из естества матери;
Совершенный Бог, совершенный человек с разумною душою и телом человеческим,
Он вровень с Отцом по Божественному естеству, Он ниже Отца по человеческому естеству;
И хотя Он – и Бог, и человек, однако же не два Христа – един Христос.
Един не потому, что будто Божеское естество превратилось в человеческое естество, но потому, что Божеское естество восприняло человеческое естество.
Конечно же, не потому един Он, что будто бы смешались два естества, но потому, что Он – единая ипостась.
Ибо: подобно тому, как тело и душа суть единый человек, так Бог и человек суть Христос единый,
Который ради нашего спасения страдал, во ад сошел, в третий день восстал из мертвых,
Восшел на небеса, восседает одесную всемогущего Бога Отца,
Откуда явится судить живых и мертвых, И по пришествии Его всем человекам надлежит воскреснуть своею собственною плотью,
И придется им держать ответ за содеянное ими;
И те, которые творили доброе, пойдут в жизнь вечную, а те, которые творили злое, - в вечный огонь.
Вот что являет собою истинная вера христианская; кто в сказанное не верует твердо и неколебимо, тот спастись не может.