Символы веры
Краткое изложение догматов Церкви.
Апостольский
Под вдохновением Святого Духа после Пятидесятницы каждый из Двенадцати апостолов продиктовал его часть.
Никейский
Христианский символ веры, формула вероисповедания, принятая на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году, согласно которой Бог Сын единосущен Богу Отцу.
Афанасьевский
Древний христианский символ веры. В нём изложено учение о Святой Троице и о воплощении Иисуса Христа в том виде, как это было установлено на первых четырёх Вселенских соборах.
Халкидонский
Ввероопределение, принятое в 451 году на IV Вселенском (Халкидонском) соборе. Оно изложило православное учение о Христе как о единой Личности с двумя природами: божественной и человеческой.
Апостольский Символ веры
Верую в Бога Отца, Всемогущего, Творца неба и земли;
И во Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, Всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, во Святую Вселенскую Церковь, в общение Святых, в отпущение грехов, воскрешение плоти и жизнь вечную.
Никейский Символ веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено, сошедшего с небес ради нас и спасения нашего ради, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца и Сына исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и сопрославляемого, говорившего через Пророков. И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое + крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.
Афанасьевский Символ веры
Желающий спастись должен, прежде всего прочего, иметь истинную христианскую веру. Кто оную не сохраняет в полноте и чистоте, тот, несомненно, погибнет на веки вечные.
Истинная же вера христианская – в том, что почитаем единого Бога в трех ипостасях и три ипостаси в едином Божестве.
Не смешивая ипостаси и не разделяя Божескую сущность.
Ибо инака ипостась – Отец, инака – Сын, инака – Дух Святой.
Однако же Отец и Сын и Дух Святой суть Бог Единый, будучи равны по славе, равны по вечному величеству.
Каков Отец, таков Сын, таков и Дух Святой:
Отец не сотворен, Сын не сотворен, Дух Святой не сотворен.
Отец безмерен, Сын безмерен, безмерен Дух Святой.
Отец вечен, Сын вечен, вечен Дух Святой;
И, однако же, не три Вечных, но един Вечный,
Подобно тому как не три Несотворенных, не три Безмерных, но един Несотворенный, един Безмерный.
Равным же образом: Отец всемогущ, Сын всемогущ, всемогущ Дух Святой;
И, однако же, не три Всемогущих, но един Всемогущий.
Итак: Отец – Бог, Сын – Бог, Дух Святой – Бог;
И, однако же, не три Бога, но един Бог.
Итак: Отец – ГОСПОДЬ, Сын – ГОСПОДЬ, Дух Святой – ГОСПОДЬ;
И, однако же, не три ГОСПОДА, но един ГОСПОДЬ.
Ибо: подобно тому как надлежит нам, согласно с христианской истиной, каждую из ипостасей, как таковую, признавать Богом и ГОСПОДОМ,
В той же мере нельзя нам в христианской вере полагать трех Богов или же трех ГОСПОД.
Отец никем не создан, не сотворен, не рожден.
Сын единственно лишь от Отца – не создан, не сотворен, но рожден.
Дух Святой от Отца и Сына – не создан, не сотворен, не рожден, но исходящ.
Итак: един Отец, не три Отца; един Сын, не три Сына; един Дух Святой, не три Духа Святых.
И ни одна из сих трех ипостасей не первая, ни одна не последняя, ни одна не большая, ни одна не меньшая;
Но все три ипостаси в равной мере вечны, равны величеством одна другой.
И, значит, как уже говорилось, должно чтить три ипостаси в едином Божестве и Бога единого в трех ипостасях.
Следовательно, желающий спастись обязан именно такого держаться мнения касательно трех ипостасей Бога.
Однако для вечного спасения необходимо также неколебимо веровать, что Иисус Христос, Господь наш, подлинный есть человек.
Таким образом, истинная вера – в том, что веруем и исповедуем: Господь наш Иисус Христос есть Сын Божий, Бог и человек;
Он – Бог, рожденный прежде времен мира из естества Отца, Он – человек, на свет рожденный из естества матери;
Совершенный Бог, совершенный человек с разумною душою и телом человеческим,
Он вровень с Отцом по Божественному естеству, Он ниже Отца по человеческому естеству;
И хотя Он – и Бог, и человек, однако же не два Христа – един Христос.
Един не потому, что будто Божеское естество превратилось в человеческое естество, но потому, что Божеское естество восприняло человеческое естество.
Конечно же, не потому един Он, что будто бы смешались два естества, но потому, что Он – единая ипостась.
Ибо: подобно тому, как тело и душа суть единый человек, так Бог и человек суть Христос единый,
Который ради нашего спасения страдал, во ад сошел, в третий день восстал из мертвых,
Восшел на небеса, восседает одесную всемогущего Бога Отца,
Откуда явится судить живых и мертвых, И по пришествии Его всем человекам надлежит воскреснуть своею собственною плотью,
И придется им держать ответ за содеянное ими;
И те, которые творили доброе, пойдут в жизнь вечную, а те, которые творили злое, - в вечный огонь.
Вот что являет собою истинная вера христианская; кто в сказанное не верует твердо и неколебимо, тот спастись не может.
Халкидонский Символ веры
Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всем, кроме греха.
Прежде веков рождённым из Отца по Божеству, а в последние дни Его же Самого для нас и для нашего спасения (рождённого) по человечеству из Марии Девы Богородицы.
Одного и Того же Христа, Сына, Господа, Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо.
(При этом) разница природ не исчезает через соединение, а ещё более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась.
(Учим исповедовать) не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же Сыном и Единородным, Богом-Словом, Господом Иисусом Христом.
Как изначала о Нем (изрекли) пророки и наставил нас Сам Господь Иисус Христос и как предал нам символ отцов наших».